В последнее время всё больше людей озадачиваются поиском себя, пониманием себя и даже борьбой за себя.
⠀
Но начнём с того, что эти выражения сами по себе довольно странные. Ищу себя… а кто ищет? Тоже я? Но если я уже есть, зачем тогда искать? А если меня нет (или пустота на месте меня), то как «ничто» может что-то найти и быть кем-то обнаруженным? Попахивает психическим расстройством, не правда ли? Многие, кстати, на этой почве реально сходят с ума.
⠀
И если для человека религиозного ответ на этот вопрос есть в понятии души (хотя тоже со множеством противоречий), то для атеиста, как правило, сводится к некоему «своему месту в мире» и обычно означает что-то вроде: как бы так жить, чтобы работать поменьше, а получать побольше.
⠀
А вот на Востоке подходящее понятие есть – это «Дхарма». Его часто переводят как предназначение, но это очень грубо. Дхарма – это и шире, и глубже… то, что делает тигра тигром, зайца зайцем, а человека… человеком. Некий «божественный замысел». И если животное выглядит, как тигр, но питается травой – это кто угодно, но не тигр. Дхарма тигра, кроме всего прочего, обязывает его быть хищником!
⠀
Человек же отличается от животных тем, что имеет настолько развитую кору головного мозга, что она способна блокировать более глубокие уровни, вплоть до инстинктов. Что само по себе может и неплохо (наверняка, это тоже часть нашей дхармы), но, как водится, с водой мы часто выплёскиваем и ребёнка. Блокируя «низменные» инстинкты, блокируем и то, что, собственно, и делает нас «человеками». А потом ищем… Горе от ума, как есть.
Да и низменное ли блокируем? Увы, но факт – самые низкие поступки человек совершает не на инстинктах, а как раз-таки «от ума». И значит, категория эта применима в данном случае весьма условно.
А что же считать Дхармой человека? Что позволяет нам об одном из странных представителей приматов гордо говорить как о «Человеке»? Об этом я предлагаю вам поразмышлять. А своё мнение расскажу через неделю.
⠀
Вот уж действительно, человек – единственное существо, которое делает проблему из факта своего собственного существования. Своего и тех «божьих тварей», которые попадают под нашу опеку. И сколько угодно мы можем умиляться пандой, пытаясь воткнуть в медведя дхарму плюшевой игрушки, но не можем отрицать, что в таком виде она совершенно нежизнеспособна за пределами зоопарка. А если сохраняет способность выжить, то сохраняет и вполне медвежий норов.
Так же и человек с дхармой волшебной феи или эльфа нежизнеспособен за пределами общества, удовлетворяющего его базовые потребности в пище и безопасности.
⠀
Конечно, во многом мы объективно стоим выше животных. Наше предназначение имеет индивидуальные особенности и, в некотором смысле, уникально для каждого человека. Но не поняв, что такое вода, невозможно понять, чем морская отличается от речной, родниковой или радиоактивной. А мы упорно начинаем с конца… обсасываем 0,1% различий, не поняв 99,9% общего. Общего для мужчин и женщин, общего для всех людей, общего для всего живого на планете...
— Артём Сорокин